Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

port001

Смерть генерала д`Эльбе

Пленного командующего армии Вандеи генерала Мориса д`Эльбе расстреливают республиканцы, а тот сидит в кресле. К месту экзекуции его не привели, а принесли и посадили. Генерал был настолько обессилен от ран, что не мог стоять

Mort du général D'Elbée, peinture de Julien Le Blant (1878)

На собрании в честь 200-летия Вандейского восстания и открытия памятника его героям и жертвам в Люк-сюр-Булонь 25 сентября 1993 года А. Солженицын сказал:
"...всякая революция выпускает из людей наружу инстинкты первобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти... люди стали все более убеждаться на своих же бедах, что революции разваливают органичность общества; разоряют естественность жизни; уничтожают лучшие элементы населения и открывают простор худшим; что никакая революция не может обогатить страну, лишь немногих бессовестных ловкачей, своей же стране в целом несет она многие смерти, широкое обнищание - а в самых тяжелых случаях и долговременное вырождение народа.
...Французская революция текла во имя внутренне противоречивого и неисполнимого лозунга - "свобода, равенство, братство". Но в общественной жизни свобода и равенство исключают друг друга, враждебны друг другу: ибо свобода разрушает социальное равенство, в этом и свобода, а равенство - подавляет свободу, иначе его не достичь. Братство же - вообще не из их семьи, это лишь крылатый добавок к лозунгу, подлинное братство достигается не социальными средствами, а лишь духовными. А еще ж к этому тройному лозунгу угрожающе добавляется "или смерть!", уничтожая уже и весь смысл его"


Краткий очерк по истории восстания Вандеи:
Collapse )
А то самое кресло теперь показывают всем желающим в музее замка Нуармутье, рядом с которым 200 с лишним лет назад был расстрелян генерал д`Эльбе.
port001

Полицейские чины в общество не приглашались

  Полиция в столице составляла целую иерархическую лестницу, во главе которой стоял градоначальник. Далее следовали (в каждой части) — полицмейстер, пристав, помощники пристава, околоточные, квартальные и постовые городовые. В обязанности домовладельцев, старших дворников и швейцаров входило содействие полиции в выявлении и пресечении правонарушений. На первый взгляд — стройная система, которая должна была обеспечить порядок в городе. На самом же деле все было не так. Полицейские чины были взяточники. За взятку можно было замазать всякое правонарушение и даже преступление. Поэтому полиция не пользовалась в народе уважением, ее не почитали и попросту презирали. Простой люд видел в них грубых насильников. Они могли ни за что посадить в «кутузку», заехать в зубы, наложить штраф, чинить препятствия в самом правом деле. Интеллигентные люди презирали полицию за преследование передовых людей, с брезгливостью относились к полицейским, как нечистоплотным людям.

  Полицейские чины в общество не приглашались. Даже сравнительно невзыскательный круг купцов Сенного рынка или жуликоватые торгаши Александровского рынка не звали в гости ни пристава, ни его помощников, а уж тем более околоточного. Если требовалось ублажить кого-нибудь из них, приглашали в ресторан или трактир, смотря по чину. Нередко за угощением «обделывались» темные дела, вплоть до сокрытия преступления.

  По праздникам взятки носили почти узаконенный характер. Считалось обязательным, чтобы домовладельцы, торговцы, предприниматели посылали всем начальствующим в полицейском участке к Новому году и прочим большим праздникам поздравления со «вложением». Околоточным, квартальным и городовым «поздравления» вручались прямо в руки, так как поздравлять они являлись сами. Давать было необходимо, иначе могли замучить домовладельцев штрафами: то песком панель не посыпана, то помойная яма не вычищена, то снег с крыш не убран. Драли, как говорилось, «с живого и мертвого», и на «Антона и на Онуфрия», как сказано у Гоголя. Платили владельцы предприятий, больших и малых, платили деньгами, натурой. Даже «ваньки» и ломовые извозчики должны были платить из своих скудных заработков, «бросать» двугривенный или полтинник. Делалось это так: ломовик или извозчик допустил какое-нибудь малейшее нарушение правил движения, например, при следовании «гусем» вместо интервала в три сажени сблизился до двух или обогнал, где не положено, а то и ничего не нарушил, но городовой посмотрел возчику вслед и записал номер, значит, будет штраф, а чтобы его не было, лучше заранее заплатить. И возчик бросал под ноги городовому двадцать, а то и более копеек. Одновременно он кричал: «Берегись!» Городовой понимал условный клич, смотрел под ноги, а увидев монету, незаметно становился на нее сапогом.

Д. А. Засосов, В. И. Пызин
Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов
port001

Железная пята олигархии

Я снимался в маленькой роли в этом фильме, опередившем своё время на полтора десятка лет. Автор и режиссер Александр Баширов, он же исполнитель главной роли. Жанр - агит-панк, стиль - трэш, формат - независимое кино. В те годы слово "олигархия" ещё не вошло в наш лексикон, она как класс только нарождалась. Баширов создал образ кристалльно чистого демагога, городского сумасшедшего Николая Петровича, незамутненного в своём пафосе борьбы за счастье трудового народа. Но народу пох. Умопомрачительные телеги, которые он прогоняет, обильные пространные цитаты интересны только ему самому, засим в полном одиночестве он и полчает в финале пулю в сердце от ФСБшников ищеек олигархии.

Моя роль значится в тирах как "звеньевой", как раз ищейка олигархии. Участвовал я только в половине съёмок, так как был занят тогда собственным проектом - документальным фильмом "Тормози свой паровоз".
Дело было ровно 15 лет назад, в июле-августе 1997 года, а сегодня таких Николай Петровичей пруд пруди в соцсетях и блогах в интернете.

Кадр из фильма. Я сижу и записываю под диктовку пламенную речь главного героя, которую прослушивает через стенку  мой коллега по сыскному ремеслу:



В этом эпизоде Николай Петрович клеит продажную журналистку, которую сыграла Лена Юданова из Колибри. Интерьеры старой "Фиш-фабрик" превратились в портовый кабачок, на сцене Tequilajazzz наяривает тему псов-рыцарей Прокофьева из фильма "Александр Невский". Баширов с Юдановой ломают коленца, я, слегка припухший, пучу глаза на эту срамоту:


А здесь он уже затащил журналистку в свою конуру, и, вопреки её ожиданиям, читает ей лекцию о крупном капитале и тактике рабочей борьбы. Мы за стенкой подслушиваем, фраза "...иначе нас поставят раком американские пидарасы" достойна занесения в сегодняшнюю риторику как партии власти, так и оппозиции. Впрочем, так оно и есть.


Железная пята олигархии на Кинопоиск.ру
port001

Церковь и потребители

Вообще-то каждому прихожанину, если он действительно прихожанин (себя, кстати, таковым не считаю), известно, что все предметы культа, равно как и таинства, бесплатны. Попроси по-человечески, объясни, мол, не имею возможности пожертвовать, и ты их получишь. Но вот надо ли это тебе, если ты зашел в храм как турист или даже специально чтоб потроллить?

"В Юридическом отделе Московского патриархата отмечают, что закон о защите прав потребителей не распространяется на Подворье патриарха."
Мне нравится Александр Плющев на "Эхе Москвы", с удовольствием слушаю его эфир. Интересный, остроумный и неглупый. Но вот тут сморозил явную чушь:
"Вообще, не удивлюсь, если завтра в лавке ХХС начнется буквальное мародерство – все же безвозмездно, согласно позиции РПЦ. Иначе, страшно сказать, получится, что вся эта торговля – чистая неучтенка, черный нал, что еще страшнее нарушения прав потребителей. Ах, да, у Подворья же экстерриториальный статус."

Если ты в своём доме открыл холодильник и съел борщ, который сварила жена, это законно? Или нужно в семейных отношениях руководствоваться государственныым Законом о защите прав потребителей? Для членов семьи борщ бесплатный. Неважно, кто покупал продукты и на чью зарплату, всё общее. Когда мы едем за город жарить шашалыки и скидываемся кто сколько может, то потребляя их, тоже не задумываемся о Законе. Церковь это общность людей, такая же как семья.
И тут, представьте, приходит незнакомец и попросит накормить его борщом. Мы, конечно же накормим, если будет чем. Незнакомец не халявщик, он готов скинуться, но не знает сколько. Когда таких незнакомцев тысячи, и им больше ничего не надо, они даже поговорить не хотят, только поесть и уйти, то проще для них написать на бумажке цифры. Логично ведь.

Десять лет назад мы крестили дочь в Храме св. Петра и Павла в деревне Ветвеник на берегу Чудского озера. Я спросил:
- Сколько?
Мне ответили:
- Все таинства бесплатны, но если есть возможность, пожертвуйте сколько можете.
Так и сказали. Я пожертвовал, просто опустил в ящик, стоящий в углу.
Крестного отца у нас не было, и священник, совершавший обряд, сказал:
 - В этом случае крестным отцом вашего ребенка являюсь я. Пусть она растет и будет счастлива, но если вдруг судьба сложится так, что вы будете нуждаться и вам некуда будет пойти, приходите сюда. Я возьму на себя заботу о ней, как духовную, так и материальную. Теперь я несу за неё ответственность, накормлю и одену, а при храме есть школа, пусть учится.
К сожалению забыл имя этого священника, но слова его помню навсегда.



Фото Петропавловской церкви в Ветвенике взято отсюда.
port001

Население гранд-макета России

В два захода посмотрели с дочерями гранд-макет России. Считается самым большим в мире макетом страны. На официальном сайте можно почитать что к чему, посмотреть видео, онлайн трансляции и проч. Заведение открыто для публики в тестовом режиме, макет ещё не достроен.

Города, реки, горы и поля обобщены в собирательные образы регионов. Поезда ездят, останавливаются на станциях и семафорах, отправляются дальше с характерным стуком колес. Автобусы и машинки тоже передвигаются самостоятельно. Городские достопримечательности отдаленно напоминают реальные. Но самое интересное не это, а население, человечки ростом в полспички. Численность ни один сотрудник мне назвать не смог, даже приблизительно. По моим прикидкам тысяч пять-восемь, а может и больше. Все чем-то заняты, бытовые жанровые сценки можно разглядывать сколь угодно долго. Некоторые разыгрывают известные сюжеты и сценки из популярных фильмов.

[Клик на любую фотографию открывает её полноразмерно в новом окне]

Для масштаба рука четырехлетнего ребенка


Collapse )
port001

"Я знаю, как надо!"

Александр Галич был эдаким хипстером 60–70 гг., успешным оппозиционером. И в этом смысле сегодня на Болотную и Сахарова выходят его прямые наследники. «Саша Галич пойдет на костер, но непременно в заграничных ботинках с завязочками».
В издательстве "Новое литературное обозрение" (том самом, которым руководит сестра Прохорова) вышла книга «Александр Галич. Полная биография».
Но это так, к слову. Я всего лишь хотел перед выборами освежить в памяти одно его стихотворение:

То-то радости пустомелям,
Темноты своей не стыжусь,
Не могу я быть Птоломеем,
Даже в Энгельсы не гожусь.
Но от вечного бегства в мыле,
Неустройством земным томим,
Вижу - что-то неладно в мире,
Хорошо бы заняться им,
Только век меня держит цепко,
С ходу гасит любой порыв,
И от горести нет рецепта,
Все, что были, - сданы в архив.
И все-таки я, рискуя прослыть
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью, и днем твержу об одном -
Не надо, люди, бояться!
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо!"
Кто скажет: "Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо!"

Collapse )
port001

Девочка из Польши


   Когда я учился классе в 5-м, а было это ещё в 1970-х, мама подписалась для меня на польский детский журнал "Горизонты техники". Наподобие нашего "Юного Техника", только потоньше, издавался в Польше на двух языках. На русскоязычную версию запросто можно было оформить подписку в почтовом отделении и получать его ежемесячно.
   На предпоследней странице в каждом номере публиковались объявления польских школьников о поиске друзей для переписки.

   Собравшись с духом я написал письмо в ответ на объявление одной девочки. Имя теперь уж не вспомнить, условно скажем, Беата. "Беата, Краков (12 лет). Люблю животных, музыку, книги. Изучаю русский язык. Хочу переписываться с мальчиком или девочкой из СССР. Адрес такой-то."

Collapse )
port001

Schuhplattler / Танцы народов мира

Родиной танца Schuhplattler является альпийский регион Баварии (Германия) и Австрии. Название произошло от немецкого Schuhe (обувь) и объясняет шлепки танцоров руками по подошвам обуви. Впервые упомянут в 1050 году в рыцарском стихотворении "Ruodlieb" монаха из монастыря Тегернзее.
Зародился в среде простолюдинов: крестьян, охотников, лесорубов, как желание половозрелых юношей показать молодецкую удаль и произвести впечатление на барышень в брачный период. Первоначально стиль был свободен от правил, главное скакать повыше и хлопать погромче по коленкам, бёдрам и ступням.
В настоящее время насчитывают более 150 разновидностей Schuhplattler, характерных для каждого отдельного региона. Кроме прыжков, хлопков и хороводов, обязательным элементом являются также пендали-поджопники товарищу.



port001

Не признаётесь, малодушничаете?

 У Михаила Окуня (mikhail_okun) есть небольшой рассказик, процитирую полностью:

В школе перед первоклассниками выступала старая перечница, писательница С-ая, с «воспоминаниями об Ильиче». Долго жевала она манную кашу, почерпнутую из детских книжонок. Как вдруг в классе кто-то громко пукнул.
Вместо того, чтобы великодушно не обратить на это внимания и продолжать, большевичка оскорбилась (не за себя, полагаю, — за память о вожде) и строго спросила:
— Кто это сделал?!
Воцарилась, выражаясь литературным штампом, гробовая тишина.
— Кто это сделал?!!
Тишина стояла всё та же — попробуй, сознайся в таком деле.
— Пусть встанет тот, кто это сделал, если он не трус! — в лучших традициях продолжала психологическое давление старая карга. — Ну?!
Не встал никто.
— Не признаётесь, малодушничаете?
И тут С-ая выдала такое, от чего молодая учительница, до того мирно дремавшая на последней парте, чуть с нее не грохнулась:
— А вот Ильич бы признался!



   В интернетах появилась маленькая заметка из газеты "Megapolis-express" от 8 апреля 1992 года (№15, стр.19)

         Originally posted by [info]iraklyjip at Вор должен сидеть в тюрьме!


Дело было в 1992 г. А 18 лет спустя на вопрос народа "Вам не стыдно перед нами?" он не моргнув ответил:
- Нет, не стыдно.

Следует читать: "Это не я."

А вот Ильич бы признался!