Александр (spitzruten) wrote,
Александр
spitzruten

Categories:

Ленинградская прописка Хоттабыча

Троицкую площадь (Революции) и угол Куйбышева нельзя не унать. Они и сейчас такие же. А вот парк Победы сильно изменился.

Оригинал взят у eugene_eu в Ленинградская прописка Хоттабыча

Замечательная киносказка "Старик Хоттабыч" радует не одно поколение отечественных зрителей. Этот добрый фильм смотрят с удовольствием до сих пор, хотя он вышел на экраны более полувека назад, в далёком 1956 году.


По сюжету действие картины происходит в Москве, но в столице снимали лишь панорамы города и Москву реку, где Волька нашел кувшин. Караван со слонами и верблюдами - в Сочи, когда там гастролировал цирк под управлением дрессировщика Корнилова. В Сочи же находится и санаторий имени Серго Орджоникидзе, в фонтан которого упали герои фильма на ковре-самолете. Поездка на верблюде снималась в Одессе (московские высотки в этих кадрах - нарисованные). Большая же часть сцен снималась в павильонах "Ленфильма", и несколько эпизодов - под небом Ленинграда. Но какие же это эпизоды и где именно они сняты? Чтобы ответить на этот вопрос, я вооружился скриншотами, фотоаппаратом и отправился на поиски...




Эпизод первый. Возвращение из школы.



После провала на экзамене по географии Волька возвращается домой. Во дворе его нагоняет Гога-Пилюля. Мы видим ухоженный дворик с детской площадкой, сталинские четырехэтажные дома. Вообще сталинская архитектура - ненавязчивый фон всего фильма. Но где же находится этот двор? Актеры рассказывают в инервью, что снимали где-то в Новой Деревне. Значит, искать надо там. Мои поиски начались от станции метро "Черная речка". Интуиция подсказывала, что искать следует в домах между Приморским проспектом и улицей Савушкина. И действительно, через десять минут неспешной прогулки я нашел этот двор, запечатленный на кадрах кинопленки. Конечно же, за полвека разрослись деревья, и сфотографировать фасады зданий сейчас крайне проблематично, а в летний период - почти невозможно. Благо, ранней весной нет зелени и кое-что запечатлеть все-таки удалось.




На экране мы видим, как Пилюля бежит откуда-то со стороны Приморского проспекта между домами 26 корпус 2 и 28 корпус 2, числящимися по улице Савушкина.



Слева в кадре появляются первые корпуса этих домов. Вобщем, двор изменился сильно, но кое-какие детали сохранились: и пожарные лестницы, и металлический навес над входом в подвал.



Но главное, сохранилось одно из деревьев - живой свидетель киносъемок. Мальчишки стоят в кадре меж тонких стволов черёмухи. Одно деревце выжило, и сейчас это красивое раскидистое дерево.



После разговора Пилюля скрывается в подъезде. Так выглядит эта дверь сегодня.



К сожалению, в наше время кодовых замков и домофонов сталинская "столярка" почти исчезла. Эту фотографию я сделал у соседнего дома.



Поскольку Пилюля и Волька живут в одном подъезде, можно с уверенностью сказать, что домашний адрес Вольки ибн Алёши - ул. Савушкина, д. 30.

Эпизод второй. Телефонная будка.



Вернувшись из тёплых стран, Волька собирается позвонить по телефону. Но к двум таксофонам стоят очереди. Хоттабыч наколдовал третью будку. Оказывается, герои нашли телефонные будки прямо посреди сквера площади Революции (в наши дни она вновь именуется Троицкой) - на заднем плане хорошо различима большая клумба, сохранившаяся до наших дней.



Однако радость мальчишек быстро сменяется разочарованием - телефон сделан из цельного куска мрамора.
А когда камера снимает Хоттабыча с мальчишками в будке, кадр сменяется, и - о, чудо! - за спиной Вольки возникает... двор в Новой Деревне.



Третья будка исчезает... На заднем плане хорошо различим роскошный сталинский дом. Знатоки города без труда опознают в нем здание института Ленпроект - генерального проектировщика социалистического Ленинграда.



Герои фильма явно ходят кругами, поскольку в следующем кадре они идут вдоль бокового проезда площади Революции от улицы Куйбышева к Неве. Еще немного и они вновь смогут оказаться напротив того места, где только что стояли телефонные будки. Похоже, Хоттабыч был родственником Ивана Сусанина.



Мало того, лишь только кинокамера начинает снимать Хоттабыча с другой стороны, огромный сквер площади Революции сужается до размеров тротуара...



Кстати, в этом небольшом эпизоде на заднем плане в кадр то и дело попадает разнообразный автотранспорт, а в самом конце эпизода по улице Куйбышева проносится грузовой трамвай с прицепом.




Эпизод третий. Стадион.



Один из самых запоминающихся эпизодов фильма - матч футбольных команд "Шайба" и "Зубило", который не обошелся без чудачеств старика Хоттабыча. Но мало кто обращает внимание, что матч проходит... сразу на двух ленинградских стадионах, расположенных в разных частях города.
На тех немногих кадрах, где появляются зрительские трибуны, мы видим всем известный стадион имени С.М.Кирова.



Но большую часть игры футболисты бегают по зелёному газону небольшого стадиона "Светлана", расположенного напротив одноименного завода на Светлановском проспекте.



А в части кадров, снятых на стадионе "Светлана", зрительские трибуны вообще оказываются нарисованными!!!



Эпизод четвертый. После матча.



Хоттабыч, Волька и Женя в толпе болельщиков возвращаются со стадиона ("Светлана" имени Кирова) через... Московский парк Победы!!! Но это же на другом конце города! Далеко позади - дома Кузнецовской улицы. В наши дни с этого места за разросшимися деревьями их не видно даже в зимний период. И идут герои в направлении от Московского проспекта к проспекту Юрия Гагарина. Ну откуда ж Хоттабычу знать, что через четверть века построят спортивно-концертный комплекс имени Ленина, и болельшики будут возвращаться с матчей ровно в противоположном направлении!



Герои переходят на другой берег пруда по мосту. Отмечу, что на противоположном берегу пруда ещё не видно летней эстрады - она будет сооружена через год после съёмок фильма.



И вот здесь - ко всеобщему изумлению! - режиссёр фильма проявил топографическую точность. Персонажи приходят на детскую площадку. Ещё идёт строительство дома на Кузнецовской улице (архитектор Б.Н.Журавлёв). Детская площадка на этом месте и сейчас, вот только скульптуру И.Варшаковой "Приём в пионеры" развернули на 180 градусов. По свидетельству жителей соседних домов, статую несколько раз сбрасывали с постамента. Это объясняет, почему за 50 лет скульптура сменила ориентацию (в пространстве).



Собственно говоря,

ВСЁ



Другие фильмы:


Путешествие на станцию метро "Дачное" с киногероями. Часть 1.
Путешествие на станцию метро "Дачное" с киногероями. Часть 2.
По следам итальянцев в России.

Tags: Петербург
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Червіемъ изъядены станутъ быть ужасны

    Интересно. Я всегда думал, Юрий Шевчук сам сочинил этот "Псалом 12 века". Ан нет, это и в самом деле старинный текст. Только не XII…

  • О Петербурге

    Over 80 адресов Петербурга в одном клипе с песней на стихи забытой поэтессы Серебряного века Марии Шкапской. Музыка: группа Бильбао Режиссер: я…

  • Деревенский домик в центре Петербурга

    Ещё одна нетипичная достопримечательность, которой нет в путеводителях. В самом историческом центре Санкт-Петербурга посреди каменных особняков на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments